О правах
потребителей, пострадавших после
посещения учреждений общественного питания
В соответствии с положением ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», услуга общественного питания должна быть безопасной для жизни и здоровья потребителя.
При причинении вреда жизни и здоровью вследствие оказания услуг общественного питания ненадлежащего качества потребитель вправе:
-
отказаться от исполнения договора, потребовать возврата денежных
средств и полного возмещения
убытков, причиненных в связи с недостатками услуги, в течение десяти дней со
дня предъяв- ления требований (ст. 29, ст. 31 Закона).
-
требовать полного возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью,
имуществу, вследствие недостатков
оказанной услуги. Важно отметить, что указанное право признается за любым
потер- певшим независимо от того,
состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст. 14 Закона).
-
требовать компенсации морального вреда (нравственных и физических
страданий), причинённых по вине исполнителя (ст. 15 Закона).
Требования необходимо изложить в претензии. Претензия с указанием контактных данных потребителя, даты и подписи составляется в двух экземплярах, один из которых направляется на юри- дический адрес исполнителя заказным почтовым оправлением или вручается ему лично. В последнем случае на втором экземпляре претензии сотрудником исполнителя должна быть простав- лена отметка о получении с указанием даты, фамилии имени отчества, должности лица, принявшего претензию.
Для фиксации факта получения исполнителем претензии или получения отказа в принятии претензии указанные действия могут быть произведены в присутствии свидетелей или сопровождать- ся видеосъёмкой.
В случае неразрешения спора в досудебном порядке потребитель имеет право самостоятельно предъявить иск в суд:
·
по своему месту жительства или
·
по месту пребывания либо по месту
нахождения ответчика, или
·
по месту заключения или исполнения договора.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
В случае удовлетворения судом требований потребителя суд взыскивает с продавца за несоблюде- ние в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона).
В принятия иска к производству, потребитель, основываясь на положении ст. 40 Закона, может обратиться в суд с ходатайством о привлечении Управления для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.
Потребитель также вправе обратиться в территориальный отдел с заявлением о судебной защите нарушенных прав.
Важно отметить, что доказательства, необходимые для обращения территориального отдела с исковым заявлением в судебный орган, должны быть собраны с участием заявителя. Сведения, яв- ляющиеся доказательствами по делу, могут быть получены из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, фотоснимков.
Необходимо учесть, что приведенный порядок является общим. Каждая спорная ситуация, связанная с оказанием потребителю услуг ненадлежащего качества, требует отдельного анализа.
Об изменениях в правовом регулировании, затрагивающем сферу деятельности Роспотреб- надзора
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2023 г. № 1899 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №
1956», расширен перечень изделий товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В связи с чем, до конца марта 2024 года участники оборота вправе маркировать ряд товаров лег кой промышленности, на которые ранее не наносили средства идентификации.
Среди них:
-
производственные и профессиональные комплекты, костюмы, куртки
(пиджаки или жакеты)
и блейзеры (спецодежда);
-
трикотажные или вязаные
рубашки для мужчин или мальчиков;
-
джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные трикотажные либо вязаные
изделия;
-
трикотажные или вязаные
пальто, куртки, плащи,
ветровки, спортивные и лыжные костюмы;
-
платья и юбки из текстильных материалов, кроме
трикотажных либо вязаных.
При этом, обязанность нанесения средств идентификации на данные изделия (их потребительскую упаковку, ярлык или этикетку) возникает с 01 апреля 2024 года.
Маркировка товаров легкой промышленности призвана не только сократить объем нелегального оборота, но и повысить гарантию прав потребителей на приобретение качественных изделий. Цифровой код DataMatrix, нанесенный на товар, может проверить каждый потребитель с помощью специального бесплатного приложения в своем смартфоне, а органам, уполномоченным осу- ществлять контроль за маркировкой этой группы товаров, он укажет, кроме прочего, происхождение товара и его путь от производителя (импортера) до точки продажи.
Средство идентификации товаров легкой промышленности - это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода в формате DataMatrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.
Уникальный цифровой штрихкод DataMatrix - это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Отсканировав его с помощью специального приложения на смартфоне («Честный знак»), потребитель узнает необходимые сведения о товаре.
Средство идентификации не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией.
Ответственность за реализацию, хранение с целью сбыта (продажи) товаров и продукции, подлежащих маркировке, на которых отсутствует последняя, установлена ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность участников оборота за непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подле- жащих обязательной маркировке средствами идентификации (ст. 15.12.1.).
Контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров легкой промышленности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо- лучия человека.
О маркировке непродовольственных товаров средствами идентификации
Начиная с определенного времени введена обязательная маркировка ряда непродовольственных товаров средствами идентификации.
На сегодняшний день запрещается производство, оборот и продажа немаркированной обуви, шуб и меховых изделий, шин, товаров легкой промышленности, фототоваров, парфюмерной продук- ции.
Честный ЗНАК — это система маркировки, которая призвана дать потребителю информацию о происхождении товара.
Суть в том, что в специальный цифровой код на упаковке закладывают всю информацию о товаре. Более того, данные заносятся в Национальный каталог товаров. И любой желающий может по- смотреть, что попало под маркировку.
Маркировка товаров позволяет узнать всю историю конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры. Эта информация будет полезна всем участникам торгового процесса.
Производители могут отслеживать путь товара и тем самым снизить какие-то издержки. В итоге появится возможность увеличить объемы производства или уменьшить стоимость продукции.
Продавцы будут уверены, что торгуют только легальным товаром, а это, в свою очередь, повысит доверие клиентов. Также маркировка предполагает электронный документооборот, что гораздо проще и быстрее при оформлении товаров.
Покупатели, отсканировав цифровой код, получат всю необходимую информацию. И главное — убедятся, что их никто не обманывает и они не покупают товар неизвестного происхождения.
Простыми словами, маркировка позволяет производителям и продавцам вносить информацию о товаре в систему, а покупателям — получать ее в простом и доступном виде.
В качестве средства идентификации для товаров используется двухмерный штриховой код в формате Data Matrix, наносимый в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix». Data Matrix наносится на потребительскую упаков- ку, или на товары, или на товарный ярлык.
Цифровой код DataMatrix, нанесенный на товар, может проверить каждый потребитель с помощью специального бесплатного приложения в своем смартфоне, а органам, уполномоченным осу- ществлять контроль за маркировкой этой группы товаров, он укажет, кроме прочего, происхождение товара и его путь от производителя (импортера) до точки продажи. Каждый потребитель мо- жет скачать на свой телефон приложение Честный знак.
Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочис- ленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защи- ты прав потребителей.
Такси и каршеринг
В последнее время, все большее количество людей предпочитают для передвижения не личный автомобиль или общественный транспорт, а воспользоваться услугами такси или каршеринга.
Каршеринг – вид краткосрочного пользования автомобилем, при котором одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей чаще всего используется для внутригородских и/или коротких поездок
Так как договор каршеринга заключается между организацией (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и физическим лицом, использующим автомобиль для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли, потребитель обладает всеми правами, предусмотренными действующим законодательством о защите прав потребителей.
Арендодатель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе и предоставляемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:
·
наименование организации или индивидуального предпринимателя, адрес и
режим работы; для ИП: ФИО, адрес
места осуществления деятельности, режим работы, сведения о госу- дарственной регистрации;
·
вид аренды (почасовая, посуточная, длительная),
·
транспортные средства, предоставляемые в аренду (марка, модель, год
выпуска, вид управления – ручное
управление, автоматическая трансмиссия, пробег автомобиля, имеющиеся и ранее
устраненные недостатки);
·
цена;
·
сроки аренды;
·
документы, подтверждающие право исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении технического осмотра, технического обслуживания;
·
правила и условия эффективного и безопасного использования машины,
·
дополнительные услуги и их стоимость
– например, предоставление детского удерживающего устройства, навигатора.
Договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме и содержать следующие сведения:
·
информация о транспортном средстве (марка, модель, VIN, цвет,
государственный регистрационный
знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом транс- портного
средства, а также
пробег на момент
заключения договора аренды);
·
срок аренды автомобиля и порядок оплаты;
·
условия о предоставлении транспортного средства и его возврата (место
передачи транспортного средства;
состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежно- сти, подлежащие передаче с транспортным
средством; состав документов, относящихся к транспортному средству);
·
лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности
на право управления;
·
права и обязанности сторон, в том числе право арендатора сдавать
транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке
с использованием транспортного средства;
·
обязанность арендатора по содержанию транспортного средства;
·
наличие или отсутствие залога;
·
ответственность сторон;
·
основания и порядок
расторжения договора;
·
адреса, реквизиты сторон.
Вместе с автомобилем потребителю передаются:
·
регистрационные документы (паспорт
или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства);
·
полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации;
·
знак аварийной остановки;
·
медицинская аптечка;
·
огнетушитель.
Рекомендуем прежде, чем подписать договор аренды внимательно осмотреть автомобиль на предмет наличия царапин, сколов, вмятин на кузове, грязи в салоне. Выявленные недостатки лучше сфотографировать или записать на видео.
Не лишним будет также провести осмотр бардачка и багажника. В случае обнаружения посторонних предметов необходимо тут же уведомить об этом арендодателя.
Услуги такси регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
До подачи такси пассажиру обязаны сообщить:
·
номер принятого заказа
·
наименование перевозчика,
·
размер платы за перевозку легковым
такси, причины ее возможного изменения,
·
исполнение дополнительных требований к перевозке,
·
планируемое время прибытия
легкового такси. Информация для пассажиров по прибытии такси:
·
местонахождение,
·
государственный регистрационный номер,
·
марку и цвет кузова
легкового такси,
·
фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя,
·
фактическое время прибытия
легкового такси.
Чек может быть выдан пассажиру такси в виде электронного документа или в бумажном виде. Маршрут такси определяется пассажиром. Если маршрут не указан, водитель такси должен следо- вать по кратчайшему пути или наименее время затратному пути. Оплата должна быть указана независимо от пробега такси и времени пользования такси, т.е. в виде фиксированной платы. Оплата также может быть установлена на основании тарифа исходя из расстояния или/и времени пользования такси.
Пассажирам запрещается:
·
провозить в качестве ручной клади вещи, которые загрязняют салон
автомобиля, портят сидения, мешают
водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
·
провозить зловонные и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых,
токсичных, коррозионных.) веществ,
холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки,
вещей (предметов).
Допускается перевозка в легковом такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, а также мелких животных и птиц в специальных переносках, если это не мешает водителю управ- лять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отсеке, с закрытой крышкой багажника.
На крыше такси следует устанавливается фонарь оранжевого цвета. На кузове такси размещаются контрастные квадраты расположенные в шахматном порядке.
На передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:
·
полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика,
·
номер выданного фрахтовщику разрешения по перевозке
легковым такси,
·
срок действия указанного разрешения,
·
наименование органа, выдавшего разрешение;
·
тарифы.
Знайте, если вам не предоставлена полная достоверная информация о транспортном средстве, услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, или в разумный срок отка- заться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы.
Изначально, для разрешения спора потребителю услуг необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией, в которой следует изложить свои требования. Вручить претензию необ- ходимо в двух экземплярах лично исполнителю, либо направить ее по почте России на юридический адрес исполнителя заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае невозможности разрешения спора с исполнителем в досудебном порядке, потребитель име ет право обратиться в суд.
Также можно обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
В случае нарушений, связанных с транспортной безопасностью – в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы.
При обмане или предоставлении неполной информации об услуге или транспортном средстве - в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или её территориальные ор- ганы.
При отсутствии документов, подтверждающих оплату – в Федеральную налоговую службу или ее территориальные органы.
Желаем вам приятной и безопасной поездки!
Рекомендации по выбору красной икры
Выбирая красную икру, следует помнить, что икра может быть как натуральная, так и искусственная (на этикетке должно быть указано «икорный продукт», такая «икра» намного дешевле). Нату- ральные икринки - рассыпчатые и цельные, имеют ядро, не имеют пленок и трещинок. Они лопаются при слабом нажатии, оболочка искусственных икринок более жесткая. Если положить икру в кипяток, то натуральная икра немного побелеет и опустится на дно, а искусственная растворится и окрасит воду в розоватый цвет.
Цвет икры может различаться в зависимости от степени зрелости и породы рыбы, например, алый
-
у чавычи, янтарный - форели, оранжевый – горбуши. Запах у натуральной
икры - слабый, рыбный, слегка
копченый. Яркий окрас и сильный селедочный запах выдают искусственный или уже испорченный продукт.
До момента приобретения продукта рекомендуем ознакомиться с информацией, которая предоставляется потребителям.
В соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС «Пищевая продукция в части её маркировки», маркировка продукта должна содержать следующую информацию:
-
наименование;
-
состав;
-
количество;
-
дата изготовления и срок годности;
-
условия хранения пищевой
продукции;
-
наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или
фамилия, имя, отчество и место
нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (уполномоченного изготовителем лица/индивидуального предпринимателя-импортера);
-
рекомендации и (или) ограничения по использованию;
-
показатели пищевой ценности;
-
сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генномодифицированных организмов (далее - ГМО);
-
единый знак обращения
продукции на рынке
государств - членов
Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом и) пункта 76 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», маркировка икры должна содержать сле- дующую дополнительную информацию:
-
вид рыбы, от которой получена
икра;
-
зернистая икра, произведенная из мороженой икры рыб семейства лососевых
(слова «произведена из мороженого сырья»);
-
икра, полученная от гибридов рыб семейства осетровых, наименование
гибрида или сочетание видов водных
биологических ресурсов (например, слова «икра зернистая русско-ленского осет- ра»).
Отсутствие вышеуказанной маркировки говорит о незаконности нахождения в обороте указанной продукции.
Крышка банки не должна быть вздутой и не должна проминаться. Икра должна заполнять баночку полностью, поэтому если при встряхивании слышно сильное бульканье, такую икру не следует покупать.
Не приобретайте икру, в состав которой входит пищевая добавка Е-239 (уротропин). Ранее её применяли как консервант, однако с 2010 года она запрещена к использованию. Разрешенными консервантами для икры остаются Е-200, Е-201, Е-202, Е-203, Е-211, Е-212, Е-213, их применение в соответствии с требованиями технологических инструкций является безопасным.
Икра относится к скоропортящимся продуктам, и поэтому позаботьтесь о том, чтобы к празднику она оставалась свежей!
Хранить икру необходимо в холодильнике, при температуре, указанной на этикетке производителем. Лучше всего подойдет стеклянная или пластиковая банка. В открытой жестяной банке лучше икру не хранить, следует её переложить в чистую сухую стеклянную банку, предварительно обработанную горячим паром или кипятком. После вскрытия банки икру следует хранить не дольше 3
суток. Если при покупке вы видите, что икра «плавает в собственном соку», а икринки - «сдувшиеся», скорее всего, такую икру уже размораживали, и её покупать не стоит.
Не приобретайте красную икру у физических лиц, в том числе через рекламу в социальных сетях, и местах несанкционированной торговли.
Если возникают сомнения в качестве икры, то попросите продавца показать документы, подтверждающие её происхождение и качество (товаросопроводительные документы, декларации о соот- ветствии).
О правах потребителя при задержке авиарейса
При задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком дополнительных услуг, а именно (п. 99 Федеральных авиационных правил утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82):
-
организацию хранения багажа;
-
предоставление комнат матери
и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
-
обеспечение прохладительными напитками, а также два телефонных звонка
или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
-
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более
четырех часов. При дальнейшей
задержке рейса питание предоставляется каждые шесть часов в дневное время и
каж- дые восемь часов в ночное
время;
-
размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми
часов - в дневное время и более шести
часов - в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы
и обратно.
При нарушении указанных прав потребителя, последний, в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», п. 45 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17, имеет право на компенсацию морального вреда.
Помимо этого, при задержке рейса потребитель в соответствии с п. 2 ст. 108 ВК РФ, п. 227 Федеральных авиационных правил утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 имеет право:
-
на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в
данной ситуации перевозчик обязан
вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся «невозврат- ным»;
-
на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир
вправе обратиться к перевозчику
(авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с
за- держкой рейса (если, например,
сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.). К претензии в адрес
перевозчика пассажиру необходимо приложить копии докумен- тов, подтверждающих понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта
назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня
задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ);
-
на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира
в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки,
но не бо- лее чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных
обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ). При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую рас- пространяется
действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой
5 346 специальных прав заимствования (ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999).
Нужно направлять претензии по юридическому адресу авиакомпаний (перевозчиков) заказным письмом с уведомлением о вручении.
При неурегулировании спора в претензионном порядке в суд общей юрисдикции в соответствии с подсудностью установленной ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Финансовое просвещение. О нелегальных действиях лжеломбардов
Банк России выявил нелегальные компании, которые под видом оказания услуг по хранению имущества граждан фактически выдают займы под его залог и работают, маскируясь под ломбар- ды. При этом такие организации не включены в государственный реестр ломбардов, который ведет Банк России, не соблюдают законодательные требования к ломбардной деятельности и не поднадзорны регулятору.
Это создает риски нарушения прав потребителей. Нелегалы подменяют договоры займа договорами хранения. Проценты по ним могут существенно превышать значения, установленные для ле- гальных участников рынка. Имущество, переданное нелегалам, не подлежит страхованию, тогда как для ломбардов это обязательное требование. Кроме того, нет гарантии, что клиенту нелегала выплатят деньги при реализации вещи, в то время как ломбарды обязаны вернуть разницу между суммой реализации невостребованной вещи и суммой обязательств потребителя (если сумма, вы- рученная при реализации вещи, превышает сумму ее оценки).
Банк России считает эту практику незаконной и вносит сведения о лжеломбардах в список компаний с признаками нелегальной деятельности, а также информирует о выявленных случаях право- охранительные органы. Такие компании могут быть привлечены к административной ответственности, а их руководители - к уголовной.
Для того чтобы не стать жертвой мошенников, проверяйте, состоит ли компания в государственном реестре ломбардов. Помните также, что легальный ломбард должен заключать с клиентом до- говор займа в форме залогового билета.
(Информация Банка России от 14 ноября 2023 г. "Банк России предупреждает о нелегальной схеме при получении займов")
О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг
Роспотребнадзор и Банк России в связи с поступающими обращениями граждан по вопросам нарушения их прав при заключении договора перевозки пассажира и выдаче авиабилетов и желез- нодорожных билетов в виде электронных документов (далее - основной договор) сообщают следующее.
Страховые агенты и страховые брокеры при наличии полномочий, предоставленных страховой организацией, а также их субагенты и владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах) (да- лее при совместном упоминании - посредники) при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет") заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования (далее - дополнительный договор) в виде отметки ("галочки"), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (далее – автоматическое согласие).
Обращаем внимание, что проставление посредниками в форме основного договора за страхователя автоматического согласия на заключение дополнительного договора при покупке дистанцион- ным способом авиабилетов и железнодорожных билетов не может являться подтверждением озна комления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на заключение дополнительного договора страхования.
Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов.
Кроме того, дополнительный договор, заключаемый дистанционным способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, то есть путем щелчка мышью по клавише "я согласен", если это со- провождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий указанного договора.
К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:
-
потребителем получена полная и достоверная информация об услуге. К
элементам волеизъявления
потребителя прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств
приобретае- мой услуги, и потребитель
без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о
полезности приобретаемой услуги и условиях ее приоб- ретения;
-
в веб-форме или программном обеспечении посредника отсутствует заранее
проставленное автоматическое согласие.
Роспотребнадзор и Банк России обращают внимание страховых организаций на то, что пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).
Таким образом, навязывание потребителям дополнительного договора при приобретении основно го договора является недопустимым.
В связи с изложенным полагаем недопустимым навязывать дополнительные страховые услуги при приобретении авиабилетов и железнодорожных билетов без представления потребителям возмож- ности осуществить их осознанный выбор.
Роспотребнадзор и Банк России предлагают учитывать данную информацию при предложении по требителям дополнительных страховых услуг, а также обращают особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона N 2300-1 запрещено. Страховая организация или посредник, виновные в нарушении одного из основополагающих прав потребителей, на свободный выбор услуг, должны возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.
(Информационное письмо Банка России и Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 23 марта 2022 г. N ИН-02-59/39, 02/6207-2022-23)
Доставка товара. На что обратить внимание при получении
Нередко потребители при покупке дорогостоящих и крупногабаритных товаров пользуются доставкой магазина или услугами сторонней организации, занимающейся перевозками.
Процесс передачи товара обычно сопровождается подписанием приемопередаточных документов, в которых обычно указывается, что товар осмотрен на наличие внешних повреждений, по ко- личеству и комплектности, соответствует договору купли-продажи. В жизни часто всё бывает по-другому. Как правило, доставка товара осуществляется до квартиры (дома) или до подъезда. Служба доставки торопит потребителя принять товар, а покупатель в предвкушении использовать приобретенный товар просто подписывает документ о приемке, не осмотрев товар и не изучив до- кумент.
Дома, уже после приемки, потребитель может обнаружить такие дефекты, как механическое повреждение (сколы, трещины или вмятины), либо неполный комплект товара и другие. Подобные недостатки могут возникнуть как по причине продажи некачественного товара продавцом, так и в процессе доставки по вине лица, ее осуществляющего. Доказать свою правоту после подписания документов о приемке крайне сложно, так как подписанный документ является подтверждением соответствия качества, комплектности и количества товара договору купли-продажи после пере- дачи покупателю.Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно знать, что основной до кумент, который определяет условия поставки и приемки товара – это договор купли-продажи. В момент подписания договора следует обратить внимание на то, каким способом будет осуществляться передача товара и какие товаросопроводительные документы должны быть в комплекте с товаром. Поставка может осуществляться как напрямую службой доставки магазина, так и логистической компанией, которую нанимает продавец. В таком случае все претензии по качеству, ко- личеству и комплектности поставленного товара покупатель направляет продавцу. В случае если вы самостоятельно обратились к перевозчику для доставки товара, то претензии по поводу битого и некомплектного товара следует предъявлять ему.
При получении товара потребитель обязательно должен проверить товар на соответствие качеству и количеству. В случае обнаружения битого, некомплектного товара, расхождения по количе- ству и ассортименту, должен быть составлен акт о наличии дефектов, подписанный двумя сторонами, а документы о приемке товара не подписывают.
При приемке товара также следует обратить внимание на товаросопроводительные документы. Если отсутствуют документы о передаче товара, то факт осуществления приемки товара не может быть подтвержден. Основанием для отказа в приемке может послужить отсутствие обязательной документации - инструкций по эксплуатации, сертификатов соответствия, техпаспорта, русифици- рованных этикеток, если товар импортный.
Существуют разные виды товаросопроводительных документов. Это могут быть транспортная, товаротранспортная или товарная накладная, счёт-фактура,универсальный передаточный доку- мент, акт приема-передачи товара.
Транспортные и товаротранспортные накладные оформляются в случае, если в сделке участвуют три стороны: отправитель груза; тот, кто перевозит товар; получатель груза. Обычно оформляется что-то одно: либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная. Если по результатам приемки не выявлено нарушений, то подписываются акт приема-передачи или товарные накладные.
Во всех случаях, когда товар не соответствует условиям договора, покупатель обязан документально зафиксировать расхождение и предъявить поставщику претензию. Так о расхождениях по факту приемки товара необходимо сделать отметку в приемочном документе (товарной накладной или акте приема-передачи товара) или составить акт о расхождении. Акт может быть составлен в произвольной форме.
При подписании документа, фиксирующего нарушения, желательно убедиться, что представитель поставщика имеет право подписи.
О введении новых индикаторов риска при осуществлении государственного контроля (надзора)
Утвержден новый перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потреби- телей. Данный перечень утвержден приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635. Новый расширенный перечень индикаторов начал действовать с 3 ноября 2023 года.
Как и в ранее действовавшем Приказе Роспотребнадзора от 4.08.2023 г. № 502, так и в действующем в настоящее время Приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635, индикатором риска явля- ется поступление от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, общественных объединений потребителей и других информационных источников сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых содержится либо предположительно содержится незаконное воспроизведение средства ин- дивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров). Также в Приказ включены 3 ин- дикатора риска, касающиеся объектов розничной продажи табачной и никотинсодержащей продукции, а также устройств для потребления последней.
Кроме этого, введены еще 30 новых индикаторов риска, касающихся восьми товарных групп:
-
упакованная питьевая вода;
-
товары легкой промышленности;
-
молочная продукция;
-
обувные товары;
-
парфюмерия;
-
фототехника;
-
шины;
-
меховые изделия.
Все показатели (за исключением первого, который касается использования чужого средства индивидуализации на товаре), будут выявляться с помощью системы «Честный знак» (системы мони-
торинга за оборотом товаров, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, или «ГИС МТ»).
Обращаем внимание, что выявление индикаторов риска является основанием для проведения вне- планового контрольного (надзорного) мероприятия по согласованию с прокуратурой. В случае установления нарушений к виновным лицам будут приняты меры административного реагирования.
5 причин, по которым рыбу нужно есть не только в четверг
Рассказываем о пользе рыбных
блюд, которую сложно переоценить.
Все мы знаем, что рыба должна быть включена в рацион питания. И у многих в сознании четверг прочно укрепился как «рыбный день». Эта традиция установилась с 70-х годов XX века, и в неко- торых местах общественного питания ее воплощают в жизнь до сих пор.
Однако согласно современным отечественным и международным рекомендациям по принципам здорового питания диетологи советуют есть рыбу чаще, чем раз в неделю. И вот почему.
1.
Рыба, особенно жирная и морская, – источник омега-3 жирных кислот. Они
помогают снизить риск
сердечнососудистых заболеваний. Считается, что употребление от одной до
четырех порций продукта
обеспечивает организм достаточным количеством полезного нутриента. Одна порция
– примерно 130 г жирной кислоты. И
лучше, если это будет кто-то из представителей красных лосо- севых сортов (семга,
кета, нерка, горбуша). Также отлично подойдут
сельдь и скумбрия
(только не слишком соленые).
В белой рыбе омега-3 меньше. Но если в рационе присутствует рекомендо- ванное количество порций любого вида даров
моря, то в дополнительном приеме добавок необходимости нет.
2.
Источник витамина D. К сожалению, из-за географического расположения в нашей
стране не так много солнечных
дней, чтобы полноценно обеспечить организм этим важным витамином. Да и продуктов, содержащих его, не такой
большой перечень. И здесь опять на помощь приходит жирная морская рыба, например, лосось или сельдь. Никто, кроме
обитателей морских просторов, не может похвастаться таким
богатством витамина D3.
3.
Рыба – прекрасный источник полноценного животного
белка. Он хорошо
переваривается и усваивается.
В последние годы ВОЗ рекомендует ограничить употребление красного мяса: говя- дины, телятины, свинины, баранины – для
снижения риска заболеваний сердца. А рыба – альтернативный источник
белка и способ продлить
жизнь.
4.
Источник кальция. Здесь выручают консервированные рыбные продукты. Там
есть мягкие кости, которые содержат
важный микроэлемент. Желательно, чтобы консервы были не в масле, а в воде и с небольшим количеством соли. К тому же такая рыба прекрасно «раскрывается» в овощных салатах.
5.
Список полезных витаминов
и микроэлементов, которыми делятся с нами обитатели морей и
океанов, на самом деле очень внушительный. Рыба содержит витамины группы В,
фосфор, цинк, йод, селен.
К примеру, фосфор необходим для здоровья костей и зубов. Также он входит в состав ДНК, клеточной мембраны, участвует в работе ферментов. При недостатке элемента могут возникать сла- бость в мышцах, боли в костях, повышается риск инфекций.
Йод необходим для работы щитовидной железы, которая является «регулятором» практически всего организма.
От запасов цинка зависит наш иммунитет, состояние кожи и работа ферментов.
Как видим, рыба действительно очень полезна. Если вы следите за своим питанием и едите, к примеру, две порции рыбы в неделю, пусть одна из них будет представлена морской жирной ры- бой. Для взрослого человека этого вполне достаточно.
Рыба: правила безопасности
При покупке обращайте внимание на внешний вид, способ хранения и срок годности рыбы. Конечно, продукт должен быть свежим. Если рыба подвергалась «быстрой» заморозке, то по ценности она не будет уступать свежему варианту. Такой метод замораживания позволяет со- хранять все полезные вещества. Главное, чтобы этот процесс не был многократным.
О каких мерах профилактики еще нужно помнить:
не употребляйте в пищу сырую, недостаточно термически обработанную, недосоленную рыбу; варите некрупные куски рыбы не менее 20 минут от момента закипания (при приготовлении ухи первую воду нужно сливать);
прожаривайте небольшие куски распластанной рыбы под крышкой на сковороде не менее 20 ми- нут, крупные куски – 30–40 минут;
выпекайте пироги с рыбой не менее 1 часа;
ни в коем случае не пробуйте сырую рыбу и фарш до окончания кулинарной обработки; используйте отдельную доску для разделки рыбы и тщательно промывайте ее дезинфицирующи- ми средствами (а также нож, раковину и руки).
Готовьте и ешьте вкусные и разнообразные рыбные блюда в любой день недели – на здоровье!
Свое, родное: пять причин, почему стоит выбирать локальные сезонные продукты
Невзрачное яблочко из сада неподалеку может оказаться полезнее красивого и долго храняще гося заморского аналога.
Вы наверняка слышали о том, что один из способов увеличить пользу, которую мы получаем от еды, – выбирать продукты, выращенные в вашей местности. При этом желательно, чтобы про- дукты эти были сезонными, то есть такими, для которых сейчас самое время. Почему же свой выбор стоит останавливать на не самых нарядных сезонных местных яблоках или огурцах, предпо- читая их более красивым и долго хранящимся иностранным продуктам?
1. Больше вкуса и аромата
Если овощ или фрукт вырос недалеко от вашего места жительства, он с гораздо большей вероятностью попадет на стол свежим, чем в случае, когда он выращен в другой стране и прошел не- быстрые этапы перевозки и хранения. А свежесть – это лучший вкус и аромат. Наверняка вы убеждались в этом на собственном опыте: например, великолепно выглядящая зимняя клубника или помидоры по вкусу и запаху не идут ни в какое сравнение с местными, выросшими летом на грядке где-то неподалеку.
2. Больше пользы
Дело не только во вкусовых качествах. Нередко в процессе хранения полезные вещества в овощах и фруктах постепенно разрушаются. Это относится к витамину С, антиоксидантам и другим веще- ствам. Поэтому чем меньше времени пройдет между сбором той же клубники и моментом, когда она окажется на вашем столе, тем лучше: вы получите от ягоды больше пользы.
3. Память генов
Считается, что организм человека на генетическом уровне лучше адаптирован к тем продуктам, которые ели его предки. Так что если ваши прапрадеды, как и вы, жили, например, в средней по- лосе России и ели местные яблоки, брюкву и репу, а не манго, батат и кольраби, то по крайней мере теоретически ваш организм должен с большим энтузиазмом воспринять, переварить и усвоить первый набор продуктов по сравнению со вторым. То есть местное сезонное яблоко или груша может оказаться более полезным, чем то же манго.
4. Хорошо забытое старое
А еще локальные продукты – это отличный способ расширить свой рацион и кругозор. Уже упомянутые выше репа или брюква, полузабытые крупы вроде полбяной, а с ними и традиционные, в том числе характерные именно для вашей местности рецепты помогут разнообразить меню, научиться готовить что-то новенькое и больше узнать об истории тех мест, где вы живете. Кстати, на сайте здоровое-питание.рф есть раздел «Карта питания России», где можно найти интересные локальные рецепты.
5. Экономия
Наконец, немаловажный фактор – экономическая выгода для вашего конкретно взятого кошелька. Чаще всего сезонные и местные продукты стоят ощутимо дешевле, чем их аналоги, произведен- ные где-то далеко. В цену красивых «заезжих» продуктов заложены не только затраты на селекцию и выращивание, но и на логистику, транспортировку и хранение. В том числе поэто- му покупать локальные местные овощи и фрукты не только полезно, но и выгодно.
Конечно, мы не призываем вас вовсе перестать покупать несезонные овощи, фрукты, зелень и другие продукты неместного производства. Скорее, речь о том, что не стоит отказываться от сезонных локальных продуктов, когда есть такая возможность. Свое, родное, местное и сезонное яблочко во многих случаях может оказаться ничуть не хуже зимней клубники или эк- зотической папайи.
Будьте внимательны при выборе компании предоставляющей
дезинфекционные услуги Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с такой проблемой
как непрошенные гости в наших
домах (тараканы, блохи, клопы). Испробовав
все возможные народные
средства, начинаем рас сматривать варианты заказа специалиста, который поможет в борьбе с насекомыми. Естественное желание избавить свое жилище от насекомых используют «предприниматели разного
тол ка». Городские
тумбы, доски объявлений в домах и на дверях подъездов жилых домов пестрят от объявлений с предложением услуг по проведению дезинсекции.
Всегда ли это будет безопасно? Компании, оказывающие услуги,
прежде всего:
-
должны иметь подготовленных, обученных специалистов;
-
должны иметь специализированное оборудование, используемое при проведении обработок;
-
должны применять в работе препараты, которые зарегистрированы в установленном порядке,
иметь регистрационное удостоверение и сертификаты качества.
Если вы заказываете услуги, сорвав листок с телефонами, то убедитесь, что это предприятие:
-
не однодневное (имеет свидетельство о регистрации, имеет учредительные
документы, в соответствии с
которыми одним из видов экономической деятельности является осуществление дез- инфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности);
-
имеет офис, многие из «обработчиков» работают «просто так» и после
проведения обработки, в случае если
не будет достигнут ожидаемый эффект или будет причинен вред имуществу, Вам ве- роятно не удастся
найти исполнителей ни по телефону, ни по адресу;
-
предоставляет все необходимые документы (договор, инструктажи, платежные документы);
-
оказывает услуги, отвечая за безопасность и качество проводимых работ
(применяя в работе только
сертифицированные препараты, разрешенные к использованию на территории РФ, без- опасные в отношении
человека и животных).
Обещание избавить от насекомых навсегда и предоставление гарантии длительностью, более мак- симально заявленного срока действия препарата – это не более чем маркетинговый ход. В зави- симости от заселенности помещения насекомыми может потребоваться не одна обработка.
О законодательном регулировании в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ "Об орга- низации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении из- менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Закон регулирует от- ношения в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отноше- ния, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Российской Федерации.
Настоящий закон определяет ответственность перевозчиков, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легко- вым такси.
Так, согласно закону, ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира теперь несет не только перевозчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира), но и служба заказа легкового такси.
Перевозчик легковым такси вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого предоставил разрешение данному перевозчику. Сведения об автомобиле должны быть
внесены в региональный реестр легковых такси: https://krgk.khabkrai.ru/Deyatelnost/Gosudarstvennye-uslugi/.
Службы заказа такси обязаны контролировать соблюдение норм времени управления такси, рабо- чего времени и времени отдыха водителя и не отдавать заказы в случае нарушения.
Самозанятые теперь могут заниматься перевозками лишь при условии заключения договора со службой заказа такси.
Кроме того, для водителей установлены основания для запрета на допуск к управлению такси. В частности, это более 3 неуплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения.
О работе с маркировкой в системе «Честный знак» для госучреждений, ресторанов, кафе и отелей при обороте молочной продукции и упакованной воды с 1 декабря 2023 г.
С 1 декабря 2023 года госучреждения и организаций общественного питания обязаны передавать сведения в систему маркировки «Честный знак» сведения об обороте и выводе из оборота молоч- ной продукции. Аналогичные обязательства наступают и при использовании упакованной воды.
Участники оборота в сегменте HoReCa (рестораны, кафе, отели), а также госучреждения (столовые в школах, детских садах, больницах), приобретающие молочную продукцию и упакованную воду для использования в целях, не связанных с ее последующей продажей, должны с этой даты представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной продукции.
Обращаем внимание, что согласно п. 10 Правил маркировки товаров, если сведения о товарах (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информацион- ную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, товары считаются немаркированными. За нарушение обязательных требований предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ и ст.
15.12.1 КоАП РФ.
Честный ЗНАК - это национальная система маркировки и прослеживания
продукции. Специальный цифровой код
гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы – повышение уровня безопасности россиян,
борьба с контрафактом и некачественными аналогами. Потребители при помощи специального приложения «Честный знак»
могут самостоятельно проверять легальность
приобретаемого продукта, в т.ч. производителя, сроки годности, дату производства и пр.
Потребителю услуг каршеринга
Каршеринг - это вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности).
Такой вид проката автомобилей удобен для периодического пользования автотранспортным средством.По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арен- датору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.Главное условие для пользования каршерин- гом — возраст и стаж водителя. Лицам моложе 18 лет услуга не предоставляется.
Организация, предоставляющая услуги каршеринга (далее арендодатель, исполнитель) обязана:
-
владеть предоставляемыми в аренду транспортными средствами на
установленных законом основаниях
(право собственности, лизинг, другие) с правом их передачи в аренду (ст. 608
Граждан- ского кодекса РФ);
-зарегистрировать Транспортные средства, предоставляемые исполнителем в аренду, в установленном законом порядке;
-иметь подтверждение соответствия технического состояния требованиям нормативных документов;
-заключить договоры ОСАГО в отношении передаваемых исполнителем в аренду транспортных средств.
Исполнитель (арендодатель) обязан довести до сведения потребителя (арендатора) инфор- мацию о себе и предоставляемых услугах, которая должна содержать:
-
наименование организации, место нахождения (юридический адрес) и режим
работы; для ИП: ФИО, адрес места
осуществления деятельности, режим работы, сведения о государственной реги- страции
и наименовании
зарегистрировавшего его органа;
-
сведения об основных потребительских свойствах услуги –виды аренды
(почасовая, посуточная, длительная),
транспортные средства, предоставляемые в аренду (марка, модель, год выпуска,
вид управления – ручное управление,
автоматическая трансмиссия, пробег автомобиля, имеющиеся и ранее устраненные недостатки);
-
цены на оказываемые услуги;
-
сроки оказания услуг;
-
сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям –
документы, под- тверждающие право
исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении транспортными средствами технического осмотра, технического обслуживания;
-
правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;
-
дополнительные услуги и их стоимость – например, предоставление
детского удерживающего устройства.
В соответствии со ст. 643 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме.
В договоре указывается следующая информация:
-
имущество, подлежащее передаче арендатору: транспортное средство
(марка, модель, VIN, цвет, государственный
регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом
транспортного средства, а также пробег на момент заключения договора
аренды);
-
срок аренды, а если срок аренды в договоре не определен, договор аренды
считается заключен- ным на неопределенный
срок;
-
условия о предоставлении транспортного средства и его возврате (место
передачи транспортного средства;
состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче
с транспортным средством; состав документов, относящихся к транспортному средству);
-
лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты
доверенности на право управления;
-
права и обязанности сторон, в том числе право арендатора сдавать
транспортное средство в суб- аренду и оказывать услуги по
перевозке с использованием транспортного средства;
-
обязанность арендатора по содержанию транспортного средства;
-
размер, сроки и порядок внесения
арендной платы;
-
наличие или отсутствие залога;
-
ответственность сторон;
-
основания и порядок
расторжения договора;
-
адреса, реквизиты сторон.
Договор каршерингаможет быть заключен с помощью мобильного приложения и/или сайта. При этом приемка автомобиля не предполагает подписания акта на бумажном носителе: арендатор сам осматривает автомобиль перед использованием и фактический прием подтверждает нажатием кнопки в мобильном приложении. Далее все риски ложатся на арендатора. Если при осмотре об- наружены недостатки, то их необходимо сфотографировать и направить фото арендодателю.
Вопрос сдачи автомобиля по завершении аренды с точки зрения права вообще никак не урегули- рован. Указание в договорах каршеринговых компаний на необходимость сдачи автомобиля в тех- нически исправном состоянии не предполагает какого-либо документального подтверждения. Ча- ще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении.
Важно знать!
Согласно
ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных
условиях его использования, хранения, транспортиров- ки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны
обеспечи-
вать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обяза- тельными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Производители ряда продуктов первой
необходимости больше не смогут использовать упа ковки нестандартного объема
и веса
Нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случа- ев и увеличивая их отпускную стоимость. Подобные манипуляции вводят в заблуждение потреби- телей относительно реальной цены товара.
В этой связи с 25 октября 2023 года введена в действие поправка к ГОСТ 8.579-2019 «Государ- ственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте» (действует только на территории Россий- ской Федерации).
Приложение Г указанного ГОСТа дополнено отдельными социально значимыми продовольствен- ными товарами первой необходимости (сливочное и подсолнечное масло, молоко питьевое, сахар- песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, рис шлифованный, пше- но, крупа гречневая - ядрица, вермишель) и допускаемыми значениями номинального количества этих товаров.
Так, например, крупа гречневая - ядрица, рис шлифованный и пшено подлежат фасовке по 500, 1000, 2000 г, молоко - по 200, 250, 500, 1000, 2000 мл, масло подсолнечное - по 500, 1000 и 3000 мл.
Поправка касается только тех производителей, которые заявляют о соответствии своей продукции ГОСТу.
Внимание! С 1 декабря 2023 года для сегмента гостинично-ресторанного бизнеса и госучре- ждений становится обязательной передача сведений об обороте молочной продукции в си- стему Честный Знак
Согласно п.п. «е» п. 3 постановления Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2099 «Об утвер- ждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подле- жащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» участники оборота молочной продукции, приобретающие молочную продукцию для использова- ния в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), вправе не представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной молочной про- дукции до 30 ноября 2023г. включительно.
Таким образом, начиная с 1 декабря 2023г. указанные предприятия (к ним относятся: гостинично- ресторанный бизнес, организаторы питания детей, а также детские дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, осуществляющие питание детей самостоятель- но), обязаны представлять в Государственную информационную систему мониторинга за оборо- том товаров (далее – информационная система Честный Знак) сведения о выводе из оборота мо- лочной продукции, приобретаемой ими для собственных нужд.
Обращаем Ваше внимание, что Управление Роспотребнадзора по Псковской области осуществля- ет контроль за исполнением хозяйствующими субъектами обязательных требований в области маркировки молочной продукции средствами идентификации, установленных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2099. При этом регистрацию участников оборота това- ров не осуществляет.
Регистрация участников оборота товаров осуществляется ими самостоятельно на основании заяв- лений, направленных в информационную систему Честный Знак. Подробная инструкция и видео- уроки регистрации размещены на сайте https://честныйзнак.рф. Также свои вопросы можно задать
в Службу поддержки системы Честный Знак по телефону: 8-800-222-15-23 или по электронной почте: support@crpt.ru.
В целях проведения общего собрания управляющая компания обязана предоставлять реестр всех владельцев помещений в МКД
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что управляющая компания обязана вести реестр соб- ственников помещений в многоквартирном доме, который должен содержать сведения, позволя- ющие идентифицировать собственников помещений, номер их помещений, а также данные о раз- мерах принадлежащих им долей в праве на общее имущество собственников в МКД. В целях проведения общего собрания собственников жилых помещений МКД, управляю-
щая компания обязана предоставлять реестр собственников помещений в многоквартирном доме по запросу собственника помещения - инициатора проведения собрания.
Кроме того, согласно установленных требований к оформлению протоколов общих собраний соб- ственников помещений в МКД, к протоколу обязательно прилагается реестр собственников поме- щений в многоквартирном доме. Исходя из данных о размерах принадлежащих собственникам до- лей в праве на общее имущество собственников в доме оформляются результаты общего собрания, т. е. рассчитывается количество голосов и определяется кворум проведения собрания и принятого решения.
Рекомендации по выбору риэлтерского агентства
Пoкyпкa, oбмeн, пpoдaжa и дpyгиe мaнипyляции c нeдвижимocтью cчитaютcя выcoкopиcкoвыми oпepaциями. На поиск и проверку жилья уходит большое количество времени, поэтому многие граждане пользуются услугами риэлтерских агентств.
При входе в помещение риэлтерского агентства должна быть размещена вывеска с информацией о наименовании организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
В помещении агентства в удобном для обозрения месте исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, которая в обязатель- ном порядке должна содержать:
-
перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
-сроки оказания услуг;
-
данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу, если эти
данные имеют значение, исходя из характера
услуги;
-
цены на оказываемые услуги, сведения о порядке и форме оплаты;
Риэлтерское агентство, в обязательном порядке, заключает в письменной форме с потребителем договор на оказание услуг, который должен содержать: наименование исполнителя, сведения о потребителе, предмет договора, сроки оказания услуги, цена договора, сроки оплаты услуг, а так- же иные условия, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон, подписи исполнителя и потребителя.
Один экземпляр договора передается потребителю.
Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если нарушены сроки оказания услуги, или сроки устранения недостатка оказанной услуги. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий до- говора.
Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время (до окончания срока оказания услуги, установленной договором) при усло- вии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Полезные советы туристам, выезжающим за рубеж Главные вкладки
Перед отъездом за рубеж следует, прежде всего, проверить, все ли необходимые документы под- готовлены надлежащим образом:
·
паспорт;
·
виза - в страны, с которыми
установлен визовой порядок
въезда;
·
проездные документы - на все виды транспорта должны быть выписаны на ту
же фамилию, которая указана в
паспорте. Проверьте, чтобы ваш маршрут следования и даты въезда- выезда полностью
соответствовали тому, что записано в билетах.
Не забудьте взять с собой в поездку оригиналы туристических ваучеров, официальных приглашений.
Особое внимание уделите оформлению медицинской страховки. Выбирайте проверенные агентства, четко выяснив при получении страхового полиса, какие медуслуги вам по страховке обязаны предоставить в стране пребывания, и как они оплачиваются. Небрежное отношение к оформлению медицинской страховки может обернуться крупными расходами в случае болезни, несчастного случая или транспортировки умерших.
При заключении договора с турфирмой рекомендуем выяснить у ее сотрудников все нюансы пре- бывания в иностранном государстве. Запишите телефоны и адрес представительства турагентства в стране назначения. Оно обязано оказывать вам содействие во время отдыха, особенно в том, что касается вопросов размещения, условий пребывания, уровня услуг и питания. В функции консульской службы данные вопросы не входят.
Советуем, по возможности, изучить информацию о государстве пребывания: политическую обстановку, климатические условия, законы и обычаи, особенности поведения в общественных и иных местах. Все эти сведения можно почерпнуть в Интернете.
Если вы собрались в страны Южной, Юго-Восточной Азии или Африки, от вас потребуется строгое соблюдение дисциплины, норм адекватного общественного поведения и правил гигиены.
При планировании путешествия следует иметь в виду, что в ряде стран существуют районы, въезд в которые для иностранцев ограничен или запрещен. Поэтому не лишним будет детально обсудить с туристической фирмой предполагаемые места посещения.
Чтобы сохранить в памяти только приятные воспоминания после поездки в экзотические страны, следует самым серьезным образом позаботиться о своем здоровье. В условиях жаркого климата и наличия опасных инфекционных заболеваний (гепатит, холера, оспа, малярия, чума, брюшной тиф и др.) в ряде азиатских, африканских и латиноамериканских стран необходимо соблюдать сани- тарно-гигиенические меры предосторожности. Настоятельно рекомендуется мыть фрукты и овощи мылом-антисептиком, употреблять воду, молоко и сок из фабрично закупоренных бутылок.
В целях профилактики следует воздержаться от употребления в общественных местах:
·
некипяченой воды и свежевыжатых соков;
·
свежих овощных и фруктовых салатов
(даже в пятизвездочных гостиницах);
·
фруктов, неочищенных перед употреблением;
·
мороженого;
·
кондитерских изделий с фруктовой начинкой;
·
пищевого льда.
Если вы принимаете лекарства, то заранее поинтересуйтесь, можно ли их приобрести в государстве, в которое вы направляетесь. В некоторых странах необходимые Вам лекарства могут прода- ваться только по рецепту, для получения которого (например, на снотворное или успокоительное) необходимо посетить врача. Рекомендуется посоветоваться с лечащим врачом о целесообразности такой поездки по состоянию здоровья.
Сообщите родственникам, друзьям о своей поездке, о месте пребывания, оставьте номера кон- тактных телефонов. Необходимо иметь телефоны посольства и ближайшего консульского учре- ждения Российской Федерации в стране предстоящего пребывания.
Большинство несчастных случаев и происшествий с гражданами, выезжающими за рубеж, связаны с использованием автотранспорта. Поэтому необходимо проявлять повышенное внимание как в
случае управления автомобилем, так и при выборе транспорта, предоставляемого для перевозки туристов.
Что делать, если банкомат «зажевал» карту
Значительная часть владельцев пластиковых карт пользуется банкоматами для снятия наличных средств. Чаще всего с этим не возникает никаких проблем, но изредка устройства «съедают» кар- ты. Происходить это может по разным причинам.
Значительная часть владельцев пластиковых карт пользуется банкоматами для снятия наличных средств. Чаще всего с этим не возникает никаких проблем, но изредка устройства «съедают» кар- ты. Происходить это может по разным причинам.
Для того, чтобы вернуть карту обратно, нужно:
·
Определить, чей конкретно банкомат использовался. От этого зависит, кто
будет его инкас- сировать.
·
Обратиться в службу поддержки нужного банка и уточнить, какое конкретно
отделение за- нимается инкассацией целевого банкомата (придется
объяснить причину интереса).
·
Обратиться в отделение и уточнить у специалистов, когда будет
производиться инкассация требуемого банкомата.
·
В назначенный срок (а лучше на следующий день после инкассации, чтобы у
сотрудников отделения было время
правильно оформить все документы) обратиться в структурное под- разделение.
·
Написать заявление на возврат изъятой банкоматом карты. Нужно будет
предоставить до- кументы,
подтверждающие личность и доказать, что данная карта действительно принад- лежит заявителю.
·
Забрать карту.
Нередко банкомат может просто зависать. Устройство не выдает карту, но и не съедает ее. Опре- делить это визуально практически невозможно, так как во многих случаях клавиатура аппарата будет работать и изображения будут сменяться. В такой ситуации следует подождать. Вполне ве- роятно, что устройство «развиснет» и выдаст платежное средство.
Последствия несвоевременного и (или) не полного внесения платы за ЖКХ
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действую- щей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных размеров пеней не допускается.
(ст. 155 Жилищного кодекса
Российской Федерации)
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести ме- сяцев без уважительных причин не вносят плату за ЖКХ, они могут быть выселены в судебном порядке
с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма,
размер которого соответствует размеру
жилого помещения, установленному для вселения граждан в об- щежитие.
(ст. 90 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна